Актуальная литература, поэзия, проза, новости культуры,| Тайнинка.ру

Homepage | Книги | Почему Вестерны так измельчали
Почему Вестерны так измельчали
Автор: Вадим Калинин   
12.11.2009 17:36

Cтатья предисловие к итальянскому изданию некоторых текстов из цикла "Маленькие Вестерны"

Русская литература – явление редкой живучести. Во многом эта живучесть объясняется несколько нетипичным набором мотиваций, заставляющих русского автора писать. Например, русский писатель практически никогда не пишет за деньги. Нет, он охотно берёт деньги, если ему предлагают за написанное, однако он никогда не предпринимает литературный труд с целью заработать на жизнь. Как так получается, сложно объяснить, просто русский писатель у которого в голове есть что-то кроме отрубей и селёдочных голов отлично понимает, что никто ему не заплатит, а скорее напротив, у него есть все шансы получить за своё писание по морде. И тем эти шансы выше, чем выше его писательское мастерство. Рационально таковое явление объяснить не просто. Это скорее национальная традиция. Русский писатель – это странная колоритная фигура полумифологического плана. Нечто наподобие вертящегося дервиша, заклинателя змей или борца сумо, только без дурного крикливого экзотизма.


Само по себе русское письмо является спазматической реакцией относительно развитой личности на тихий медлительный, вытягивающий жилы кошмар русской жизни. Это форма вялого абсурдного домашнего сопротивления. Та минимальная реакция человеческого ума на повсеместное социальное третирование, которая позволяет всё-таки чувствовать себя не совсем подчинённой и размазанной по стенке тварюшкой, а неким подобием активной личности. Именно поэтому русская литература малочувствительна, как к социальному давлению, так и к переменам технологического характера. Ей не страшна цензура, так как она со сталинских времён не покидала подвалов и отлично к ним адаптировалась. Её не пугает так же и конкуренция со стороны высокотехнологичных средств масс-медиа, хотя бы потому, что для всех и каждого очевидно, что современный потребитель обращается к литературе именно потому, что телевидение или же радио-вещание более не являются для него полезными или же занимательными источниками информации. Современную русскую литературу больше не приводит в трепет даже полнейший игнор со стороны тех, кому казалось бы до нее не может не быть дела, со стороны серьёзных коммерческих издательств. Есть сеть, есть выросшее на костях самиздата пространство «малых журналов». Современная русская литература обитает именно в этих местах, и не пытается завоевать те обширные территории, где плотно и навсегда обосновалась её жирная хамоватая сестра «русская коммерческая беллетристика».

Какова основная отличительная особенность современной русской художественной прозы? В первую очередь – это полный отказ от надежд на лучшее. Современный русский писатель больше не надеется однажды обрести золотое пенсне властителя умов, дачу в Переделкино, или хотя бы диссидентский билет в лучший мир. Литератор советский, свято верил, что всё зло сосредоточено в коммунистической идеологии, и трудился над её крушением. Литератор перестроечный был убеждён, что все проблемы в «диком» рынке и отсутствие культуры потребления, и старался адаптироваться к новым экономическим реалиям. Литератор сегодняшний понял, что имеет дело с идеологией во много раз более агрессивной и ограниченной интеллектуально, нежели коммунистическая, существующей на почве всё сильнее погружающегося в дикарство и мракобесие рынка. Он понял, что ни адаптироваться к окружающей среде, ни изменить её у него не получится. Поэтому и нельзя сказать, что сегодняшняя русская литература имеет чёткий дискурс и пространство приложения усилий. Она просто существует, описывая происходящее и предлагая свои модели мышления и своё пространство тем, кто брезглив по отношению к доминирующим системам социальных отношений и навязываемой идеологии. Возможно именно поэтому современная русская литература (оговорюсь ещё раз, что путать её с современной русской коммерческой беллетристикой весьма не правильно) сравнительно не плохо сохранилась по отношению к остальным областям русской культуры. В отличие от русской науки, русского театра, русского кинематографа, отечественная литература покамест жива, хотя это крысиное, постнуклеарное, полуголодное существование и трудно назвать громким и сочным словом «жизнь» .

Однако, несмотря на то, что казалось бы с русской литературы сегодня совершенно нечего взять (она бедна, круг её потребителей весьма узок, и она почти совершенно утеряла отличавшую её некогда идеалогическую агрессивность), власть не оставляет её без «заботы». Предпринимается масса усилий, для создания дополнительных, искусственных структур и иерархий внутри этого явления. В эту, полуподвальную литературу вкладываются, пускай и небольшие, деньги. Зачем? Это сложный вопрос. Мне представляется, что если коммунистическая цензура в первую очередь боролась с идеологическими инновациями, активно поставляемыми тогдашней литературой, то цензура сегодняшняя стремится задавить в русской литературе «соблазн качеством». Слишком ощутим разрыв между стремительно деградирующим телевидением и радиовещанием, косноязычной речью политических лидеров и глянцевых журналов и всё-таки покамест достаточно высокой языковой планкой задаваемой современной литературой. Пока у потребителя есть выбор, есть вероятность, что он выберет более качественное, а стало быть более дорогое в изготовление. Поэтому мне представляется, что большинство проводимых сегодня у нас в стране литературных конкурсов и фестивалей, и почти что все вручаемые в современной России литературные премии, призваны в первую очередь доказать, что качественное письмо – это если не однозначное предательство национальных идеалов и ренегатство, то уж точно невыгодное и совершенно бесполезное занятие. Доказать, что одарённый, оригинальный автор – это однозначный, обречённый лузер, в том конечно случае, если он не согласится приспустить свой талант до уровня доминирующей серости.

Теперь пара слов о том, как выглядят на этом фоне мои «Маленькие вестерны» и что они из себя представляют. Название «Маленькие вестерны» происходит от «Маленьких Трагедий» Александра Сергеевича Пушкина, горячо любимого мною цикла коротких, крайне эмоциональных пьес. Почему именно «вестерны»? Тому есть две причины. Во-первых, ещё в перестроечный период, критики обозначили меня, как автора-вестернизатора, привносящего в русскую литературу западные рационализирующие и в тоже время десакрализирующие нотки, и у меня нет причин с этим спорить. Во-вторых, лично я сам по убеждениям совершенный и однозначный «западник». То бишь, я человек, полагающий единственным светлым пятном в русской истории период от Петра I и до революции 17го года. Я считаю, что азиацкое начало, присутствующее в русской жизни наравне с европейским – первый и основной источник всех стремительно опустошающих страну бед. И ещё, я ни капли не верю в сусальную русскость и её позитивный посыл. Матрёшка, балалайка и Храм Христа Спасителя вызывают у меня грустную оторопь и тёмную тоску.

«Маленькие Вестерны» - это маленькие, «юркие» тексты, каждый из которых можно прочесть за один присест. Они максимально пригодны для «неформального» использования, и не слишком удобны для использования коммерческого. То есть их легко читать в сети, легко поставить по ним театральный скетч, нарисовать флэш-ролик или снять короткометражный фильм. Значительно сложней издать их виде отдельной полномасштабной книги. Просто потому, что они на самом деле маленькие и достаточно разношерстные. «Маленькие вестерны» однозначно никогда не смогут претендовать на крупную премию, в силу неподцензурности контента, и некоторой разухабистости, однако они обречены интересовать даже не слишком подготовленного читателя. «Маленькие Вестерны» - это очередная мутация некоммерческой русской литературы. Эти тексты напоминают агрессивных маленьких умных и шустрых существ, может быть крыс, непременных обитателей трущоб и руин. Я сознательно убрал из них всё ненужное, избыточное, обременительное. Я, как и любой современный русский писатель, полагающий себя автором настоящим не имею никакой надежды на лучшее будущее… Хотя нет, я надеюсь по крайней мере на то, что выведенный мною мутант, «маленький вестерн» способен выжить в той ситуации повсеместной культурной деградации, в которой мы, сегодня находимся.


 

Комментарии  

 
0 # Слава 2010-01-12 09:10 Я в полном восторге от статьи. Она стала своеобразным ответом на то, что я в себе искал. Отличное определение русской литературы и ее теперяшнего статуса. С удовольствием буду творить некоммерческое добро.
 
 
0 # Слава 2010-01-12 09:20 Статья хорошая, а вот проза ужасная.
 
 
0 # Вадим Калинин 2010-01-15 21:01 Если хотите, чтобы к Вашему мнению прислушались, обоснуйте его. Если у Вас есть внятные претензии к текстам, выскажите их. А пока я буду считать, что проза моя великолепна, а у Вас дурной вкус.
 
 
0 # jeanters 2013-05-14 14:35 Having watched the feud, I think the issue centres on a blurring of the line between cheap ray bans explanation, on the one hand, and justification, on the other, It is probably true that the riots and looting can be explained, in many cases, by more factors than mere wanton criminality.Having watched the feud, I think the issue centres on a blurring of the line between explanation, on the one hand, and justification, fake ray bans on the other, It is probably true that the riots and looting can be explained, in many cases, by more factors than mere wanton criminality.
 
 
0 # Niskfereevecesh 2014-03-27 16:23 buy viagra,viagra online,viagra,g eneric viagra,viagra price,cialis online,buy cialis,cialis online,cialis online,cialis daily,
 

У Вас недостаточно прав для комментирования этого материала

Облако тегов

 
Сайт разработан дизайн группой "VAKS"