Актуальная литература, поэзия, проза, новости культуры,| Тайнинка.ру

Homepage | Книги
Книги
Почему Вестерны так измельчали
Автор: Вадим Калинин   
12.11.2009 17:36

Cтатья предисловие к итальянскому изданию некоторых текстов из цикла "Маленькие Вестерны"

Русская литература – явление редкой живучести. Во многом эта живучесть объясняется несколько нетипичным набором мотиваций, заставляющих русского автора писать. Например, русский писатель практически никогда не пишет за деньги. Нет, он охотно берёт деньги, если ему предлагают за написанное, однако он никогда не предпринимает литературный труд с целью заработать на жизнь. Как так получается, сложно объяснить, просто русский писатель у которого в голове есть что-то кроме отрубей и селёдочных голов отлично понимает, что никто ему не заплатит, а скорее напротив, у него есть все шансы получить за своё писание по морде. И тем эти шансы выше, чем выше его писательское мастерство. Рационально таковое явление объяснить не просто. Это скорее национальная традиция. Русский писатель – это странная колоритная фигура полумифологического плана. Нечто наподобие вертящегося дервиша, заклинателя змей или борца сумо, только без дурного крикливого экзотизма.

 
Метафизика перемены и типология необычного
Автор: Вадим Калинин   
11.06.2009 23:58
Маргарита Меклина Лида Юсупова «У любви четыре руки»

Полный текст книги

Мне кажется, что на сегодняшний день можно с полной ответственностью утверждать, что высокая литература полностью вернула себе право повествовать о необычном. Детская болезнь вульгарного детерминизма, поразившая культуру во времена эпохи просвещения, имела одним из основных своих симптомов крайнее распространение идеи о том, что серьёзный, глубокий текст должен непременно описывать типичную, естественную, повсеместно распространённую ситуацию. Причём тут вульгарный детерминизм? А вот при чём.

Если существует причинно-следственная цепь, прослеживаемая с низу до верху и не упирающаяся в принцип неопределённости и прочие вещи, от которых ум за разум заходит, то максимально распространённый порядок вещей имеет практически абсолютную ценность, как единственное следствие миллионов предшествовавших ему причин. Из такого положения логично вытекает, что создание развёрнутого и подробного описания максимально типичных ситуаций сочетает в себе две благороднейших задачи. Задачу исследования и задачу направления масс. Эта логика порождает целую плеяду громоздких литературных монстров, более всего напоминающих бронепоезда или многобашенные танки. Я имею в виду всяческих Драйзеров и Голсуорси с их немилосердными к читателю текстами, по меткому выражению Набокова, несущими на себе «печать солидной фирмы». В той социо-культурной ситуации всякая литература эксцессов от Де Сада до Жюля Верна и Фенимора Купера автоматически вытесняется из поля зрения серьёзной культуры в область культуры массовой. Такого рода вытеснение не могло не способствовать падению качества письма и сложности психологической модели.

 
Астуриас | Зеркало Лиды Саль
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 04:37
Приправа к марту

Лет в пятнадцать, в сером советском, но соловьином, ясном и жизнерадостном мае я купил с рук за какую-то хмурую цифру "Книгу Песчинок" - первую полнометражную антологию латиноамериканской прозы, изданную на русском языке. Тогда мне казалось, что изо всякого стеклянного шарика, ежели правильно организовать уходы, может вырасти хрустальный бунджум, с фантанчиком из каждого шипа, и понятно, что "Книга Песчинок" воспринимался мной тогда, чуть ли не как энциклопедия serpentеniana Петровича обитателями дома без крыши. Я гадал на этой книге, рисовал на её полях тушью какие-то замысловатые виньетки, дабы стала она похожа на натуральный палимпсест, выстраивал в специальной тетрадке сюжетные схемы особенно витиеватых историй, и часами обдумывал наиболее тёмные и гулкие фразы.
 
Виктор Пелевин | Ампир "V"
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 04:25

История одной болезни...
...или "НЕЧИСТЬ - ЭТО ИЗЛЕЧИМО"



То что современная культура представляет из себя один большой тренд, штука очевидная. Будучи мистиком одиночкой, на ранних этапах своей работы в комерчесском дизайне я, трясясь, забирался под стол, когда по МТВ во весь экран выплывал только что, часа скажем два назад, законченный мною, вижуал, который я, понятное дело, ещё никому даже не показывал, и фоновый электрический голос рёк "Неуспеешь оглянуться!". На почве таких свойств современного культурного пространства, не без помощи маленьких бумажек под языком я, в своё время, и спятил. У меня случились очень интересные и подробные галлюцинации, плюс целый ворох бредовых интерпретаций, из которых получился бы великолепный роман в духе Лавкрафта. Я вообразил себя вампиром. Я не помнил где и кто меня укусил, однако за два месяца (я практически перестал есть и спать, зато очень много работал и пил) я сбросил 10 килограмм, и как мне показалось вытянулся на три головы.

 
Иерусалимский покер | Эдвард Уитмор
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 03:48
Дочитал Уитмора "Иерусалимский Покер". До этого прочёл "Синайский Гобелен". "Иерусалимский покер" это эхо синайского гобелена, но эхо томительное, тягучее и не менее странное чем сам гобелен.

Книги эти напоминают вечерний восточный базар. Толчея всё ещё почти что дневная, но пыль на булыжнике сделалась розоватой. Небо стало такого цвета, что хочется захлебываясь дышать. В вечернем освещение аляповатые прилавки приобрели единый оттенок между тёмным шиповником, поздней сиренью и жженым сахаром, создавая неожиданный и не запланированный сладостный стиль. Все скомканные газеты обратились в страницы древних манускриптов, испещрённые загадочными письменами, и все стекляшки на кальянах, ножах и сосудах стали рубинами, сапфирами и аметистами. Пёстрая восточная толпа словно на миг застыла и о чём то задумалась. Суета через секунду начнётся вновь, вот только схлынет этот вытягивающий нутро вечерний свет. А пока все замерли в нелепых и растерянных но равно трогательных позах почувствовав на миг всю тянущую глухую проникающую сладость и равно обидную сухую пропахшую дымом горечь своего существования.
 
Миры Бима Пайпера. | Маленький пушистик
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 02:40

Во славу Пушистика


Как известно, все известные хуёвые писатели, это бывшие хорошие писатели, скурвившиеся и оскотинившиеся по невероятной любви к лёгкому, но солидному литературному баблу. Исключением является разве что Донцова. Она блевотна по природе своей, что и обеспечивает невероятную приверженность к ней жадного до соплей и фекалий вольного и весёлого русского быдла. Общеизвестно, что Акунин, человек написавший второй по богомерзостности цикл лотошного чтива, на самом деле оченно великий филолог Чхарташвили, волшебно переведший на русский язык массу всякого, в частности Миссиму. Мировым символом печатного паскудства несомненно необходимо признать фантаста Желязны. Однако наверное не всем известно, что однажды этот титан текстуальной гнуси не сдержался, и таки написал как минимум один хороший роман.

 
Метро 2033 | Дмитрий Глуховский
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 02:00

Чудовище - званье переходящее...

Вот, что я друзья мои Вам скажу. Огорчаться смерти чудовища конечно нет никакого смысла, однако радоваться этому происшествию тоже достаточно глупо. Ежели чудовище где-то завелось, то это означает, что появилась способная приютить его экологическая ниша, которая, как всякое святое место пуста не остаётся. Кроме того любое последующее чудовище обыкновенно оказывается мощнее, устойчивее и вообще совершеннее предыдущего. Тут вспоминается знакомая со школы "электронно дырочная проводимость", в том смысле что всякая экологическая ниша-дырка, влечёт к себе чудовище-электрон с совершенно необоримой силой. Также вспоминается в этом месте Шалтай-Болтай, который узнав о том, что Алисе недавно стукнуло семь с половиной, резонно заметил, что на её месте он остановился бы на семи.

 
Тишина Хёга
Автор: Вадим Калинин   
01.10.2009 12:57

Есть некая группа авторов, которых я называю «стилевыми силовиками». Как это? Представьте ринг, на котором задорно мордуют друг-дружку герои аниме-сериала “Боец Бакы». По очереди вылазят на арену паукообразные ушуисты, похожие на одушевлённые коллекции топоров каратисты, обильно шрамированные в предыдущих мордобитиях, байкеры, напоминающие молчаливые автопокрышки культуристы и размалёванные кэтчисты. Все они чинно мутузят друг дружку и расползаются по гримёркам в соответствии с логикой сюжета. И тут один из продавцов мороженого около входа в зал снимает чепчик и отклеивает мерзкие цирковые усишки. Снимает цветную кургузую курточку и бархатные сапожки и по ступенькам, чуть прихрамывая направляется к рингу. На него никто не обращает внимания, пока он не выходит на ринг. На него и в этом случае не обратили бы внимания, если бы на ринг он не вышел прямо сквозь трёхдюймовой толщины дубовые ворота. Именно сквозь, а не через, оставив в воротах этих корявый асимметричный пролом, через который мы можем наблюдать лежащие друг на друге туши вооруженных пулемётами охранников.

 
Нелигитимное литературоведение
Автор: Вадим Калинин   
11.06.2009 22:01
(Павел Крусанов «Американская Дырка»)

Порутчик Ржевский: Мой конь вчера ужасно удивил белую кобылу?
Наташа Ростова: Каким же это образом, мон-шер)?
Порутчик Ржевский: Да трахнул….
Наташа Ростова: Оооооо!
Порутчик Ржевский: …Копытом по ебалу.

Всякий литератор должен знать, что читателя, как и грандоподателя необходимо удивлять перманентно, иначе улизнут они к другому автору, хором бзднув предварительно покинутому под сопатку. Однако кормят и ебут, как известно под разную музыку. То что патока читателю – для грандотателя навоз и наоборот.

К примеру, читатель любит удивляться живому и задорному поведению автора, грандодателю же напротив мил автор статичный, а лучше и вовсе мёртвенький. Или скажем, грандодателя влечёт текст нравоучительный и полный гражданственного смысла, ан то читатель такого тексту отродясь не кушает, сцуко кобелиное. Как быть? Ведь в одном случае автор рискует лишиться брюха своего, а в другом аудитории! Выход найден. Как и всё новое в нашей стране, пришло спасительное решение из Петербурга. Обрёл сей благой вектор великолепный стилист и престидижитатор слова Павел Крусанов.

 
Многорукий Бог Далайна | Святослав Логинов
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 04:32

Худло потаённое
 
Вот уж никогда не ведаешь, что потеряешь, и кого найдёшь. Однажды, в лёгком бреду, ignis_b cпросил у меня, читал ли я книжко "Многорукий Бог Далайна" писателя Святослава Логинова. Название книжки, мне сразу не понравилось, так же как афтарское имя. Хороший человек Святославом называться не станет, а если и назовётся так, по скудости рассудка, то ни за что не станет писать книшко про богов, тем более про богов страдающих переизбытком конечностей. "Геополитическая йогобогомуть в духе Казанцева?" - сделав неприятное заносчевое лицо, спросил я. "Нет, - смиренно ответил ignis_b, глуповато улыбаясь, - Скорее напоминает Стругацких".

 

 
Василий Розанов | Уединенное
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 04:18

День Национального Гения
(О Василии Васильевиче Розанове)

- С твоей Фамилией, Вася, разве что булки печь.
- А с твоей тебя, Коля, и в подпаски не возьмут.
Из беседы Николая Бердяева с Василием Розановым


Ежели среднего отечественного блогера, надетого толстой сракой на облезлую голубенькую табуретку где-нибудь в далёкой продутой и промозглой Перми, спросить:"Дорогой! Выплюнь гондон, я тебе потом вригли-сперминт дам, и ответь, кто по твоему мнению первым в мире придумал записывать в столбик корявые коротенькие мысли про "Все суки", "Дави жида" и "оченно хочется какать", а потом, за чужой счёт издавать это всё с золотым обрезом?", спрошенный блогер весь перекособочится, словно ему сунули куда пылесосную трубу, сделает губами "тпрууу", оплевав монитор, близлежащих сокамерников, и квартирную хозяйку бабу Настю, и ответит:"Сцуко Мицгол? Холмогорыч? Ну Крылов или ещё какой кургузый еблан..."

 
Книга песчинок
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 02:55

Элегический спазм
(Первые книги перестройки)


Собственно все те многочисленые беды, что катятся на нас из кремля смрадной коричневой волной на протяжение последнего десятилетия - всего лишь наслелие советской эпохи. Вообще наследие советской эпохи - это то единственное, что отличает Россию от цивилизованной страны. Нежелание признать это, как правило свидетельствует о склонности непризнавателя к мифотворчеству. Не признают формообразующей роли советского скотства в сегодняшней быдлосфере те же, кто до самой смерти называет разрастающуюся меланому родинкой. Когда у меня спрашивают, что будет с этой страной, я обычно отвечаю, что она обречена.

 
Владимир Сорокин| Cахарный Кремль
Автор: Вадим Калинин   
22.05.2009 02:16

Гниющий пейзаж и портрет разложенья

Прочитал Сахарный Кремль. Прочитал, как и любую вещь Сорокина, на одном дыхании, не имея возможности оторваться. Очень двойственное ощущение. Во-первых это самый небрежный и наверное корявый текст Сорокина. От стилистического волшебства "Голубово Сала" совершенно ничего не осталось, как и от очарованности процессом письма, и от веры в какую-то тонкую пахабную, невменяемую полумистическую хрень. Хотя возможно, я просто не вкурил. Возможно, что главы наподобие "Кабака" в Сахарном Кремле" - это просто стилизация под какую нибудь актуальную популярную мерзоту, которой я не читаю. С другой стороны это один из самых пронзительных и ясных по месседжу текстов автора.


 


Облако тегов

 
Сайт разработан дизайн группой "VAKS"