Актуальная литература, поэзия, проза, новости культуры,| Тайнинка.ру

Homepage | О проекте
О Тайнинке и Тайнинке.ру
Автор: Вадим Калинин   

-А почему это место такое странное?
-А потому что все остальные места слишком уж не странные.
Из диалога Алисы и Додо. Советская пластинка «Алиса в стране чудес»

Тайнинка – это маленький подмосковный посёлок. Обитаемые строения стоят там бок о бок с руинами, болото подходит под самые окна обветшалых двухэтажных домов и медленно поглощает огороды, ограждённые причудливыми, собранными из всякой ржавой всячины, заборами. Тайнинка состоит из двух, разделённых железной дорогой частей.  Обжитая, обеспеченная Тайнинка уютна и архаична, по-подмосковному светла. Она пахнет шашлыками, цветами и соснами, весной утопает в сирени, а осенью в сентябре, в толще желтого лучистого света летят там по воздуху счастливые паутинки, напоминающие о детстве, Мэри Попинс и ранних длинных поцелуях по очень-очень длинному пути из школы домой. Мёртвая заболоченная её часть скорее похожа на Зону Тарковского. Она буйно поросла тёмной сочной травой в полтора человеческих роста и причудливыми, не по-нашему корявыми деревьями, напоминающими зловещий лес из хорошего аниме.

Здесь можно встретить дома, первый этаж которых уже погрузился в болото, а на втором сушится одежда и горит по вечерам электрический свет, здесь в недобрых зарослях таятся странные механизмы, предназначение которых уже никому не разгадать, в зловещих сараях здесь живут огромноглазые животные, а по разбитому вдрызг асфальту проезжает вдруг мимо высокий седой старик с помятым чайником в руке на немецком трофейном велосипеде марки «Diamond» и в головном уборе из орлиных перьев. На берегу болота за стенами из осоки занимаются любовью, употребляют наркотики, собираются для доморощенных мистических обрядов, пьют с горя и ночуют, куря одну за одной. В общем, там происходит та жизнь, которую большой город выжал, вытеснил из себя, и которая здесь, в столь же жутковатых, сколь и романтических кущах находит себе пристанище. Сейчас город наступает на Тайнинку. Болото засыпается песком, берега реки незаметно обрастают бетоном. Вся территория «зоны» словно высыхает, съёживается. Болото постепенно исчезает, и обитатели полуразрушенных жилищ съезжают куда-то, наверное, получив, наконец, долгожданные квартиры. Всё это конечно очень хорошо. Это позитивный процесс. Но старую, уходящую Тайнинку жалко. Такого рода романтические подмосковные трущобы – по-своему уникальный ландшафт. Радостные уютные коттеджи, и живописные высотки можно построить. А вот заболоченные странные руины, насыщенные ощущением чуда и зыбкости реального мира построить невозможно. Они могут вырасти только сами собой за долгие годы таинственной внутренней своей жизни. В общем, Тайнинки жалко, как жалко любой уходящей живописной фактуры. Как было жалко московских голубятен (которые в Тайнинке покамест ещё остались), как жалко былой обшарпанной Ялты Бананана, как жалко всего, в чём мы выросли и что уходит, оставляя нас наедине с выстроенным нами самими холёным и глянцевым миром.

Если уподобить современную нам культуру большому индустриальному городу, то интересующее нас культурное пространство будет идеально соответствовать местоположению пригородного посёлка, Тайнинки, по отношению к городу-мейнстриму. Проще сказать, нас интересует та жизнь, которую выбрасывает из себя официальная или же официально-маргинальная, или же, если угодно, официально-актуальная современная культура. Нас интересуют авторы, в силу невесть какого чертовского упрямства, не вписывающиеся в популярные сочные дискурсы. Кроме того, мы берём на себя смелость заявлять, что в предлагаемой нами не слишком обширной культуре (а это именно цельная культура, включающая в себя очень своеобразную литературу, музыку, живопись, анимацию и даже видео, обладающая собственной мифологией и мировоззренческой оптикой) больше своеобразия, внутренней свободы, и, собственно, художественной жизни, чем на всём остальном, обустроенном и регламентированном художественном пространстве. Главное же, что в этой культуре больше причудливости, неожиданности и странности, а именно по этим качествам на наш вкус определяется “интересное” в художестве.

Второй момент состоит в том, что Тайника.ру тяготеет к эстетике эпохи 90-х. Культурный пласт, сформировавшийся в этот исторический период, неимоверно глубок и совершенно не исследован. Нам представляется, что эстетика 90-х, оптика 90-х и, если угодно, романтика 90-х, в общем, дыхание 90-х заслуживает не меньшего внимания и уважения, чем например революционная романтика, эстетика 20-х годов, или же сталинский ампир. Мы хотели бы донести красоту и свободу воспитавшей нас эпохи, по-своему героической и по-своему щедрой.

Наверное, нужно сказать так же пару слов о художественной самобытности. На сегодняшний день в культурном пространстве всё более веским становится слово менеджера-культуртрегера. Скорее всего, в этом есть свой резон. Плановая культура обладает всеми положительными качествами любого планового хозяйства. Однако и все его недостатки она тоже имеет. Совершенно не хочется рассуждать о том, что лучше, невидимая рука Адама Смита, или мудрая длань Честного Функционера. Интересен третий, на первый взгляд совершенно неразумный путь. Интересна культура, которая существует не потому, что она нужна, правильна, выгодна или же полезна. Интересна культура, которая выросла сама собой, как мох на камне, или гриб на окне, в трёхлитровой банке. Такая культура беззащитна перед возрастающей структурированностью бытия так же, как беззащитен посёлок Тайника перед наступающей рациональностью города. И если объявить кусочек подмосковных трущоб заповедником мы, к нашему огорчению, и к радости жителей этих трущоб, разумеется, не можем, то попытаться создать некую заповедную территорию «самостроевской», находящейся в стороне от ведущих дискурсов культуры можно попробовать. Во многом для этого и создан этот сайт.

Ну и, наверное, последнее. Тайнинка.ру – это не ресурс со свободной публикацией, но одной из его задач является поиск единомышленников, то есть людей делающих необычную, странную, «дикорастущую» культуру. Нас интересует всё, стихи, проза, музыка, digital-art, живопись, графика, flash-анимация, flash-игры, однако всё это должно нести на себе печать именно личного творчества, и разумеется, быть профессиональным с художественной точки зрения. Не важна стилистика художественного произведения или же его идеологическая направленность. Важны только оригинальность, самобытность и художественный уровень.  Если Вам кажется, что Вы делаете нечто подобное, выходите с нами на связь. Возможно, вместе мы сможем сделать больше и донести сделанное до большего количества людей. В общем, как говорил один безнравственный, но обаятельный персонаж горячо любимого фильма:”Присоединяйтесь… незаметно присоединяйтесь…”.

 

 
Сайт разработан дизайн группой "VAKS"